МБОУ  НОВО  -  ТАРАБИНСКАЯ  СОШ

Главная Мой профиль Выход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 58
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Давайте познакомимся

               

                                    Сидоркина Любовь Николаевна- конкурсант "Учитель года-2017"                                  

В 2003  году окончила Бийский государственный педагогический университет им. В. М. Шукшина.  20 лет работаю учителем начальных классов в школе, выпускницей которой являюсь сама. 

Постоянно работаю над совершенствованием своего педагогического мастерства. Прошла курсы повышения квалификации по актуальным вопросам обучения и воспитания ("Улучшение качества государственно – общественного управления образованием на основе его децентрализации и распределённости: привлечение родительской общественности к оценке образовательных достижений младших школьников", "Проектирование основной образовательной программы в образовательных организациях (с учетом специфики обучения детей с ОВЗ)"., что помогает мне успешно решать педагогические задачи. 

Рада приветствовать Вас на моей страничке. Она  создана для моих учеников и их родителей, коллег. Надеюсь,  информация на моей страничке будет полезна для Вас.

 

Аналитический отчет

 о результатах профессиональной деятельности

в 2015-2017 годах.

 

Моя методическая тема: «Орфографическая зоркость, как средство развития мышления младших школьников»

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Обоснование актуальности методической темы.  

 Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро, но в последнее время это становится особенно актуально. «Сейчас, - констатирует глава Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая,  у россиян идет тотальное снижение уровня грамотности». По мнению Вербицкой, виной всему является развитие интернета и информационных технологий. Практически никто уже не пишет сочинения и письма от руки. Слова и даже целые выражения заменили символы и эмодзи (смайлики).

 «Мы все чаще сталкиваемся с безграмотностью и с примитивизмом. Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать даже свои мысли», — заявил Путин, выступая на Российском литературном собрании. Это подтверждают итоги очередного «Тотального диктанта», ставшие известными в мае 2016 года. Полностью справились с заданием менее двух процентов из 146 тысяч участников. Наверное, мало кто станет спорить с тем, что школьный курс программы в последнее время значительно усложнился. ФГОС НОО в образовательной области «Филология» предъявляет выпускнику начальной школы достаточно высокие требования. Выпускник должен научиться осознавать безошибочное письмо, как одно из проявлений собственного уровня культуры.

 К сожалению, статистика показывает низкий социальный статус родителей: по нашей школе из 79 детей только родители трёх обучающихся имеют высшее образование, 15- среднее профессиональное. Мы сталкиваемся с тем, что родители оказать помощь в освоении образовательной программы не могут. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Следовательно, на меня, как учителя начальных классов,  возлагается особая значимая роль. А результат моей работы – это дети, выпускники. Поэтому я часто задаю себе вопрос: "Какой же он выпускник начальной школы? Стандарт предъявляет главное требование к обучающимся – они должны обладать умениями самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.

Поэтому моя задача, как учителя отражена в высказывании Константина Кушнера: «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими». Мой девиз: «Не учить ребёнка, а учить его учиться!»

Таким образом, цель моей педагогической деятельности: Сформировать у обучающихся умение и желание самосовершенствования и самообразования, иными словами, овладение универсальными учебными действиями.

Зная, психологические особенности детей младшего школьного возраста и понимая, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности ставлю перед собой следующие задачи:

  •  выявить и развивать у учащихся интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности
  • активизировать их познавательную деятельность, повышать интерес к учению
  •  формировать у учащихся потребность в самоконтроле и самооценке
  •  использовать современные образовательные технологии, разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся

 

 Традиционное обучение школьников, как правило, обеспечивало их системой знаний и развивало память, но мало было направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности.

 

СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

В 2015 году ко мне пришли 12 первоклассников. Занимаясь проблемой орфографической зоркости, я познакомилась с работами известных методистов (Н.С. Рождественского, М.Р. Львова, М.Т. Баранова, М.М. Разумовской и др.), которые подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. По их мнению, «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок.

Поэтому я задумалась о создании своей системы работы по формированию и развитию орфографической зоркости.  Для меня было очевидно, что начинать столь важную работу нужно заблаговременно, до изучения основных орфографических правил (в период обучения грамоте). Именно в это время я стала обращать внимание школьников на неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, опираясь на их мыслительные операции: сравнение и обобщение, оттачивая умения слушать и слышать звучащее слово. Учить младших школьников правописанию очень непросто. Наиболее частой причиной отставания ученика в школе является несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов и отсутствие мотивации.  Поэтому использование на занятиях более эффективных методов обучения и методических приёмов, которые активизируют умственную деятельность обучающихся, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний, являются неотъемлемой частью моей работы.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Родители приводят детей в школу, а пробудить интерес, желание детей «напиться» из источника знаний, сформировать у учащихся соответствующую познавательную мотивацию - моя задача.

Для этого организую разнообразные формы обучения: уроки-путешествия, уроки – сказки, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, игровые программы, аукционы, выставки. Вот некоторые приемы, которые я применяю с целью привлечения внимания к учебному материалу, вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса: необычное начало урока, привлечение занимательного материала, через использование музыкальных фрагментов, юмористических минуток, использование неожиданной, неизвестной и противоречивой информации; рассмотрение столкновения различных мнений, использование соревновательных и игровых мотивов. Игра «Найди опасное место», «Светофор», «Дырявое» письмо, нахождение «опасных мест» в написанном слове.

Повышает грамотность детей работа со словарями, справочниками, интернет ресурсами (работа с разными источниками информации). Расширение словарного запаса, внимательное отношение к слову, привычка самостоятельно задумываться над каждым словом, его значением, активизируют мыслительную деятельность, так как речь у детей обычно развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического Во 2 классе знакомясь с новым правилом совместно с детьми выводим алгоритм работы с данной орфограммой. Ведь если ребенок принял непосредственное участие в составлении алгоритма, пережил это, осознал, то он непременно воспользуется этим алгоритмом в работе. А на уроках закрепления будет пользоваться готовым алгоритмом уже по памяти. Дети приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений.

За время работы у меня накопилось достаточное количество таблиц, блок – схем, сигнальных карточек, которые давно стали верными помощниками в моей работе. Они заставляют мыслить, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости. В результате ученик работает с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него.

В настоящее время найдено множество важных методических решений по формированию орфографической зоркости и накопленные идеи начинают реализовываться на страницах современных учебников русского языка для начальных классов. Я работаю по УМК ПНШ. Авторы данного комплекта (М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова) на мой взгляд предлагают очень эффективный приём работы над ошибками, работу со словарными словами. Однако большинство заданий, приведенных на страницах учебника не способствуют формированию орфографической зоркости, учащимся не приходится задумываться, искать проблемное место: на месте орфограммы они уже видят пропуски букв или выделение цветом. Существенно не изменяют положения и такие упражнения, где место орфограммы обозначено подходящим набором звуков, которые нужно перевести в буквы в написанных словах. Систематическое подсказывание ученику трудных мест в словах порождает орфографическую слепоту. Поэтому в моей педагогической копилке имеется подборка заданий, где учащиеся сами на слух выделяют орфограммы в слове, определяют количество орфограмм в предложении, какие орфограммы преобладают в данном отрывке и т.д

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Поэтому организацию учебной деятельности учащихся строю на основе системно- деятельностного подхода,  в основе которого лежит принцип деятельности.

Реализуя данный подход,  серьёзно подхожу к выбору приёмов и методик, которые активно использую на своих уроках. Делаю опору на современные образовательные технологии: -проблемно-диалогическую; игровую и ИКТ-технологии; здоровьесберегающую и технологию обучения в сотрудничестве, исследовательский метод обучения.  

Наиболее эффективной и действенной в моей практике является проблемно- диалогическая технология, когда я сталкиваю обучающихся с учебной проблемой и с помощью подводящего диалога привлекаю их к активному её разрешению. Здесь я выступаю в качестве модератора: моделирую ситуации, которые провоцируют обучающихся спорить, доказывать свою точку зрения, искать выход из спорной ситуации.

Организую возникновение учебной проблемы на уроке в разных формах:

  • в виде проблемного вопроса (Будут ли слова из второго столбика проверочными? сл_зает(с дерева) – слезы

                                                     обл_зать(ложку) – лез

  • конфликтной ситуации (столкновение мнений). Например, после изучения орфограммы правописание ь знака на конце существительных после шипящих, слово «туш» одни дети написали с ь, другие без ь.
  • ситуации опровержения, когда высказывается предположение (В сложных словах может быть только соединительная гласная О) и в ходе исследовательской работы дети данное предположение опровергают.
  • ситуации несоответствия, когда жизненный опыт и представления, учащихся вступают в противоречие с научными данными. По мнению детей, у слова «крот» окончания нет, так же как у слова «кино»!

 Использую данную технологию на этапе выдвижения и постановки проблемы, что позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. А как это реализовать мне помогает технология обучения в сотрудничестве. Уже с первого класса применяю работу в парах, которая формирует у детей умение принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения цели, соотносить свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности, принимать участие в сравнении цели и результата работы. Начиная со второго класса, я ввожу в свою практику групповой метод обучения. Решая совместно поставленную задачу, ученики занимаются сотрудничеством. Здесь каждый работает, вносит свой посильный вклад в общую копилку, идёт обмен знаниями и идеями. Совместная деятельность дает возможность ребенку почувствовать свою нужность, заинтересованность в конечном результате.

Один из компонентов деятельности является самооценивание (может быть практически на любом этапе урока). Уже с 1 класса учу детей самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование адекватной самооценки - залог успешности ученика. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, это позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. Поощряю любое  достижение.

Использование ИКТ на уроках, позволяет мне разнообразить формы работы, деятельность учащихся. При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет реализовать принцип наглядности,  доступности. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость, в небольшой период времени позволяют провести контрольный срез и иметь представление об уровне усвоения изученного материала.

 

Все вместе эти технологии хороши тем, что они позволяют широко использовать исследовательские, проблемные методы, разнообразные виды взаимодействия школьников во время занятия и применять имеющиеся у них знания и умения во время совместной деятельности.

Используемые методические приёмы интересны учащимся, помогают наилучшим образом усваивать предметный материал, способствуя при этом развитию их личностных качеств, психических процессов, способствуют развитию памяти, наблюдательности, повышается степень самостоятельности ребят, характер умственной работы, познавательной активности, самостоятельности.

Подводя итог, можно сказать, что использование всех этих методик помогает мне создать для моих учеников среду, в которой они имеют возможность не столько учить, сколько учиться.

 

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУХНЯ

Для формирования орфографической зоркости самым важным, первостепенным является – научить школьников видеть орфограммы. И я, учитель начальных классов здесь в выигрышной ситуации, поскольку начинать приходиться с «чистого листа». Я сразу занялась поиском методических приёмов, способствующих повышению умения обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции. У тех учеников, у которых это умение было сформировано, возникала потребность знать правило, работать по алгоритму, чтобы не ошибиться. Но в классе оказались и такие дети у которых это умение было недостаточно развито или не развито вообще. В чём причина? По мнению учёных-психологов и передовых педагогов (А.Р. Лурия, Айдарова Л.И., Богданова О.Ю.) у таких детей недоразвитие психических процессов таких, как активное зрительное и слуховое восприятие, аналитические умения (сравнение, конкретизация, систематизация, классификация), зрительная память (процессы запоминания и воспроизведения), а также низкий уровень объёма и распределения внимания.

Поэтому передо мной встали сложные задачи: 

читать полностью

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Полезные сайты
Министерства образования РФ Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz